понедельник, 9 июня 2008 г.

Дмитрий Липскеров. Демоны в раю.

From
http://community.livejournal.com/chto_chitat/3543853.html

Дмитрий Липскеров. Демоны в раю.
М.: АСТ, Астрель, 2008

Вздумай я вдруг писать положительную рецензию на этот роман, начиналась бы она как-то так:

Главное в новом романе Дмитрия Липскерова ²Демоны в раю⌡, как и полагается, не бросается в глаза. Главное же это . не поверхностная раскладка сюжетного пасьянса, а, ну как если бы сам этот пасьянс раскладывался с определенной целью, направляющей и определяющей его результат.

Не случайной, если присмотреться, оказывается полная стерилизация почти всего текста романа, произведенная на сей раз автором, до условно реалистического . так, что остается лишь один фантастический элемент: демон Карл, вторгающийся в обыденн ую реальность и нарушающий ее течение сначала чередой четырех ударов о лобное место на Красной площади, взбудоражившей всю Москву, а потом и еще в нескольких местах прорвавший ее (реальности) нетронутую ткань. Число ударов . четыре . становится смысловым и сюжетообразующим для всего повествования: именно в жизнях четырех главных героев, судьбы которых, как это всегда бывает у Липскерова, пересекаются на десятках сюжетных перекрестках, происходят четыре неопределенного рода метаморфозы, изменяющих естественный ход течения этих судеб и превращающих обычные жизни в фантастические, неправдоподобные.

В качестве ключа к пониманию этого читателю дается подсказка в виде рефреном падающего стакана, который помощник президента Валерий Рюмин ловит после последнего, четвертого, сотрясения города Москвы, устроенного Карлом: вернувшись домой после беседы с демоном, длившейся мгновение, покуда падал стакан, Рюмин обнаружи вает дома своей женой девочку, которую любил в детстве, и которая уехала и состарилась в Африке, . парадоксальным образом, благодаря вмешательству Карла, никуда не уезжавшую и прожившую всю жизнь с Рюминым.

Подобные же вторжения, изменяющие естественных ход событий . следует предположить . произошли вследствие остальных трех ударов и в жизнях других трех героев: начальника колонии строгого режима Чмока, медиамагната Крана и его друга, изобретателя иракских денег, Слона. Но, в отличие от вектора, изменившего жизнь помощника президента, вектора изменений жизней трех остальных героев не обозначены, а значит, вторжение демона могло коснуться любого поворотного момента их жизней.

Из всего вкупе вырисовывается пунктиром философская модель, отчасти солипсического толка. Ведь, поскольку демон Карл . как следует из сюжета . и стал женой Рюмина, то если не вся, то, по крайней мере, часть окружающей нас реальности, суть фикция, производное некой непостижимой силы. Сила эт а пытается помочь людям реализовать мечту, но, стоит человеку преступить дозволенное, она же и назначает наказание: дочь Крана погибает и . как тоже следует из сюжета . потому, что отец ее преступил ряд краеугольных законов. Странно бы было приписывать Липскерову солипсизм, и я не пытаюсь утверждать ничего подобного . тем более что солипсистская модель здесь является не столько описательной по отношению к миру, сколько направленной на само повествование как таковое: ибо именно по методике демона Карла, говорит нам Липскеров, строится сам липскеровский текст.

Если же бы я решил все-таки писать отрицательную рецензию, то она была бы такой:

Как бы то ни было, все сказанное выше является исключительно плодом ума рецензента, и читателю, у которого такого ума нет, нет до внутренней структуры романа и до подводных течений текста ни малейшего дела. С чем же столкнется он, этот читатель? А столкнется он вот с чем: ему придется прочесть еще один роман, написанный по зна комому уже рецепту, имея при этом в виду, что число волшебных превращений и фантастических событий пошло на убыль еще в ²Леониде⌡, предыдущем романе Липскерова, в ²Демонах⌡ же и того и другого стало еще меньше. Реакцию это может вызвать двоякую, и на форумах уже идет обсуждение, одни участники которого жалуются, что ²волшебства стало меньше и опять все то же самое⌡, а другие радуются, ведь ²именно за это мы его и любим⌡. Так что имейте в виду: если вы любите и любили у Липскерова именно магическую составляющую, то вы будете разочарованы. Если же вам нравилось отслеживать хитросплетения сюжетных ходов, то они на месте.

И не говорите потом, что вы не предупреждены.

Дмитрий Трунченков

Эта и другие рецензии - на сайте Книжной ярмарки




Принять во внимание
Laetitia Casta by Peter Lindberg

Комментариев нет: